Прокуратура разъясняет, какие льготы имеют дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, после достижения ими возраста 23 лет.
О том, как получить льготы сироте после 23 лет, объясняет федеральный закон, специально ориентированный на меры социальной поддержки и предоставление гарантий для осиротевших детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Даже после достижения 23-летнего возраста список льгот, действующий в отношении сирот, достаточно обширен и представлен следующими преференциями:
- Обеспечение жильем на безвозмездных началах.
Дети, содержавшиеся в специализированных учреждениях или пребывавшие на попечении у близких родственников и не имеющие собственного жилого помещения, имеют право на получение жилья от государства. Как правило, после достижения возраста 14 лет осиротевшего ребенка зачисляют в очередь на получение жилплощади из резервов муниципалитета или федерации. Однако происходит это только при соблюдении главного правила – отсутствия в собственности ребенка какой-либо пригодной для проживания жилой недвижимости. На практике встречаются случаи, когда ввиду юридической неграмотности и слабой работы компетентных государственных органов по разъяснению сиротам их государственных гарантий и мер социальной поддержки указанные носители льгот вообще не подозревают о возможности стать собственниками квартиры или дома в качестве безвозмездной помощи, поэтому самостоятельно не предпринимают никаких действий и заблаговременно не подают заявление о постановке на соответствующий учет. Закон указывает, что для получения собственного недвижимого объекта из жилфонда государства осиротевший ребенок должен быть поставлен на учет до достижения им 23-летнего возраста.
Однако права детей-сирот на получение жилья после 23 лет могут быть оспорены в судебном порядке и восстановлены при наличии уважительных причин:
- Опекуны или попечители осиротевшего ребенка своевременно не предприняли меры по постановке своего подопечного на учет;
- Представители уполномоченного государственного органа самовольно сняли сироту с учета при отсутствии на то законных оснований;
- Сотрудники органа опеки и попечительства пренебрегали обязанностями по разъяснению сиротам их прав в области жилищного законодательства, ввиду чего ребенок был абсолютно не осведомлен о полагающихся ему преференциях;
- Сирота находился на службе по контракту на отдаленных территориях;
- Носитель льготы пребывал на длительном стационарном лечении или по состоянию здоровья физически не мог обратиться в компетентный государственный орган, ввиду чего пропустил допустимый для постановки на учет срок.
Все вышеперечисленные основания восстановления прав на выделение жилья ребенку-сироте старше 23 лет должны объективно свидетельствовать о том, что:
- Лицо не знало о своих правах или физически не могло ими воспользоваться;
- Органы публичной власти не исполнили свой долг и не уведомили о наличии у ребенка преференции;
- Ребенок не имеет собственной жилплощади;
- Опекуны и попечители полностью бездействовали и препятствовали получению жилого объекта.
Согласно правоприменительной практике дети-сироты старше 23 лет, упустившие возможность встать на учет в период, установленный законом, все же могут претендовать на государственную квартиру/дом, если будут признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по одному из следующих оснований:
- Проживание в квартире с лицом, имеющим опасное хроническое заболевание;
- Жилплощадь не соответствует нормам проживания: не соблюдено количество квадратных метров на каждого сожителя, нарушены санитарные нормы, жилье признано ветхим или аварийным.
Выделение сироте жилплощади возможно при предоставлении следующего пакета документов:
- Паспорт;
- Справка, подтверждающая статус сироты;
- Свидетельство о браке (при наличии);
- Заявление о постановке на учет;
- Заявление о выделении из соответствующего жилфонда квартиры на имя сироты;
- Справка, указывающая на количество членов семьи;
- Документы, подтверждающие отсутствие в собственности какого-либо жилого объекта или его несоответствие действующим жилищным нормам;
- Документы, подтверждающие наличие уважительных оснований для пропуска срока постановки на учет до наступления 23 лет, например, медицинские выписки и эпикризы о болезни, акты, приказы, контракты, указывающие на прохождение службы в ВС РФ, иная доказательная база, подтверждающая препятствование в постановке на учет и/или бездействие сотрудников органов соц. защиты или попечителей.