Сергей Фёдоров: «Дзержинск – город финансовой культуры»
Главный документ формируется с применением уникальной методики «Модельные доходы»
Бюджет города – это сложная, многоуровневая финансовая система, которая определяет, как будет развиваться муниципалитет в ближайшем году. За формирование этой системы в Дзержинске отвечает департамент финансов администрации. Накануне принятия бюджета депутатским сообществом мы побеседовали с руководителем департамента, заместителем главы администрации Дзержинска Сергеем Фёдоровым.
Живём по средствам
– Сергей Викторович, проект городского бюджета на 2026 год и плановый период до 2028 года внесен в городскую Думу, состоялись публичные слушания. На что обращается особое внимание?
– Традиционно при формировании бюджета за основу берутся поручения президента России, озвученные в послании Федеральному Собранию, решения задач в направлении бюджетной и налоговой политики региона, а также определенных стратегией социально-экономического развития Дзержинска до 2030 года. При формировании городского бюджета уже который год мы используем модельный подход, позволяющий в условиях внешнеэкономического давления спланировать бездефицитный бюджет на все три года. Администрация города ставит перед нами задачи по формированию сбалансированного бюджета и недопущению роста муниципального долга. Данный принцип требует более тщательного подхода как к налоговой мобилизации, так и к приоритизации расходных обязательств.
– Почему уже не первый год бюджет в Дзержинске бездефицитный, а в областном центре, где множество больших бюджетообразующих предприятий, расходы превышают доходы?
– Совершенно верно подмечено, что не первый год бюджет Дзержинска является бездефицитным. Основной предпосылкой такой политики является высокая закредитованность города, которая достигла предела в 2019 году. Шесть лет назад долг города вырос до критической отметки в один миллиард 403,5 миллиона рублей, а его доля в собственных доходах города составила более 89 процентов. Это могло привести к попаданию Дзержинска в группу городов с низким уровнем долговой устойчивости, и, как следствие, повлекло бы за собой существенные бюджетные ограничения.
С тех пор важной задачей, которую ставит перед собой администрация города, является формирование сбалансированного бюджета и недопущение роста муниципального долга.
Считаю сравнивать долговую политику Дзержинска и Нижнего Новгорода некорректно, у каждого муниципалитета свои особенности.
– Где-то пришлось подтянуть ремешок?
– Мы живем по средствам и работаем над тем, чтобы долги не перешли нашим детям. При этом, как вы выразились, ремешок нигде не подтянули. Бюджет города на 2026 год вырос на четыре процента или более чем на 230 миллионов рублей в основном за счет налоговых и неналоговых доходов. Ресурсов хватает на выполнение всех социальных обязательств.
– Озвучим основные цифры городской казны на будущий год.
– Доходы и расходы запланированы в объеме 10 миллиардов 536 миллионов рублей. В 2026 году долг в собственных доходах составит менее 28 процентов, а уже в 2028 году – 24,7 процента. Долговая политика направлена на поэтапное снижение доли муниципального долга к собственным налоговым и неналоговым доходам, которая основана на сценарных расчетах по нашей уникальной методике «Модельный муниципальный долг».
Шестой год подряд мы формируем бюджет города с применением уникальной методики «Модельные доходы». Сценарный подход позволяет учесть возможные риски, а также определить налоговый потенциал.
Хочу отметить, что собственные доходы с учетом финансовой помощи в 2026 году составят 6,1 миллиарда рублей. В связи с чем вырос и размер доходов на душу населения с 26,2 тысячи рублей до 27,5 тысячи рублей. Налоговые и неналоговые доходы в 2026 году прогнозируются на уровне
5,5 миллиарда рублей: 69,3% процента из них – налог на доходы физических лиц.
Важный доходный источник – имущественные налоги. Призываем дзержинцев уплачивать их своевременно для пополнения городской казны и во избежание начисления пени. Межбюджетные трансферты в 2026 году составляют пять миллиардов рублей или 47,5 процента от общей суммы доходов.
Нацпроекты и муниципальные программы
– Расходы городского бюджета напрямую зависят от участия города в национальных проектах и государственных программах.
– Да, в проекте городского бюджета предусмотрено софинансирование в сумме 104 миллиона рублей. При этом, отмечу, на один рубль собственных средств мы привлекаем семь рублей 18 копеек из вышестоящих бюджетов.
В 2026 году на территории города будут реализовываться национальные проекты: «Инфраструктура для жизни», «Семья», «Молодежь и дети» и «Беспилотные авиационные системы».
Средства предусмотрены на ремонт участка автомобильной дороги по улице Черняховского и участка автомобильной дороги к территории промпарка «Дзержинск-Восточный», комплексное благоустройство общественных территорий по проспекту Циолковского вдоль домов от № 65 до № 85, а также площади Театральной, на строительство нового дома по улице Грибоедова, 36, обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, на капитальный ремонт мастерской и пристроя здания театра кукол.
В 2026 году мы запланировали средства на предоставление мер социальной поддержки горожанам в сумме 64,8 миллиона рублей. В связи с увеличением числа получателей дополнительных мер поддержки, участвующих в СВО, и членов их семей увеличился и рост расходов на данные цели более чем в 2 раза. Эти меры будут направлены на предоставление горячего питания обучающимся в общеобразовательных организациях, освобождение от родительской платы в детских садах, кружках и секциях, а также на денежные выплаты при заключении контракта о прохождении военной службы и единовременную материальную помощь семьям лиц, погибших в ходе проведения СВО.
– Сколько программ будет реализовываться в 2026 году и оправдывается ли программный подход к формированию бюджета?
– Бюджет Дзержинска действительно сформирован в программном формате, и такой подход полностью себя оправдывает. В новом бюджетном
цикле в Дзержинске будут реализовываться 19 муниципальных программ. Все цифры по каждой из них прописаны в документе «Бюджет для граждан». С ним можно ознакомиться на сайте администрации города Дзержинска.
Самые объемные это, конечно, «Развитие общего и дополнительного образования». На финансирование этой программы заложено 3 435,3 миллиона рублей, а также «Развитие муниципальной системы дошкольного образования» в сумме 2 087,8 миллиона
рублей.
В 2026 году продолжится строительство бассейна «Капролактамовец». Будет привлечено 102,8 миллиона рублей из областного бюджета и 124,2 миллиона рублей из городской казны. Также запланирован четвертый этап строительства нового кладбища в поселке Свердлова.
В наступающем году планируется завершить расселение аварийных домов по переулку Тупиковому, 6, улицам Ленинградской, 24, Маяковского, 5А, Суворова, 19.
Программное планирование дает возможность понять связь между затраченными денежными средствами и получаемыми результатами. Это очень важно для жителей – понимать, куда ушли бюджетные средства.
«Бюджет для граждан»
– В начале декабря состоялись публичные слушания. Вносятся ли по их итогам коррективы в главный документ города, или обсуждения на комитетах Гордумы – более эффективный инструмент?
– Публичные слушания по бюджету – важный инструмент, который должен развиваться и охватывать всё больше жителей города. Слушания проводятся в первую очередь для ознакомления дзержинцев с проектом бюджета и обсуждения его содержания. Этот инструмент позволяет выстроить живой диалог с представителями администрации и понять – действительно ли городской бюджет отвечает запросам населения?
Конечно, депутаты городской Думы могут внести конкретную бюджетную корректировку по какой-либо позиции после подробного изучения множества листов главного финансового документа города. А у граждан возникают вопросы в большинстве случаев для более подробного ознакомления с бюджетом. Что тоже очень важно, так как мы видим запрос на повышение открытости бюджета и стараемся реализовывать эти запросы.
– При всех плюсах открытости имеет ли она свои минусы?
– На мой взгляд, у открытости не может быть минусов. Открытость – это один из принципов бюджетной системы России, который утвержден Бюджетным кодексом. И его нужно исполнять. Граждане должны знать, как расходуются их налоги и отчисления.
Предоставление прозрачной информации о бюджете и деятельности органов власти в целом помогает активизировать гражданское общество, позволяя людям влиять на процесс принятия решений путем критики и предложений. Призываю всех не стоять в стороне и участвовать во всех инструментах взаимодействия с властью: в публичных слушаниях, общественных обсуждениях, инициативном бюджетировании. Так мы вместе преобразим в еще лучшую сторону наш город!
Источник: газета "Дзержинские ведомости"